Mountain climbing school

 or 
all events
+7 926 233 3300 (whatsapp)
+44 793 797 3396
 info@alexclimb.com

Belay device categories

Evolution of the belaying and rappelling devices for rockclimbing and mountaineering.

About 20-30 years ago, we used horned Figure Eights for belaying and were quite happy as it was cheap and universal, it’s good both for training and industrial climbing. However, now, the progress of safety equipment in mountaineering and rockclimbing gives us the opportunity to a much wider selection of various devices for belay and protection. In order not to get confused in this variety, you need to understand the features of various groups of devices and the nuances of their use.

Let's look at the categories of belaying and rappelling devices that are relevant for mountaineering and rockclimbing - universal devices that allow you to belay the leader or organize top rope protection, and also work as rappelling devices for single or double rope.

Classics of the belaying genre - category of devices of the type “Figure Eight”

Belaying device Figure Eight

This category includes a wide variety of devices that structurally retain the main idea of the prototype - two combined rings of different diameters. The rope passes through a larger ring and is braked bending over the carabiner, or, in another way, by the body of the figure eight. "Figure Eight" – it is the unconditional classic of the genre, fully retaining relevance in the mountain climbing sports. Of the main pluses, it should be noted that the the figure eights work on any rope diameters, they are not dependent on the hardness and quality of the rope, the ring of the large diameter allows you even to pass knots while using the fixed ropes for descent. Figure Eight can be used both for single and double ropes. Among the disadvantages of the “figure eights” it is necessary to highlight their twisting rope feature, as well as complete inability of the device to block the rope ifin case of losing control over the belay strand. The choice of this belay device is justified if you are forced to deal with worn, dirty or icy ropes, when descending along stationary fixed ropes of doubtful quality. As for rockclimbing, the figure eight belay devices are losing their relevance, up to a ban on the use in some indoor rockclimbing gyms - this trend is now noticeable in many countries.

Next comes a fairly wide category of belaying devices, collectively called ATC or “tubular” safety devices.

ATC belay device

Plates, baskes, Riverso and other design solutions for belaying belong to this category. The term of ATC cames from one of the first devices of this design, released under the American Black Diamond brand - ATC (Air Traffic Controller). This belay device category is the result of a serious evolution of safety devices. Most of the engineering work was done to facilitate the use of the device during belaying or rappelling, reduce the load on the belaying strand, and reduce the risk of loss of control. In the devices of this category, the unpleasant effect of twisting the rope, characteristic for the “figure eights”, as well was significantly reduced.

Belay device Petzl Riverso

Devices of the ATC category are quite universal for both mountaineering and rockclimbing, they can be used for belaying and rappelling using single or double rope technique. Some devices, for example, Riverso from PETZL, have advanced functionality - due to some contractual elements they can be used to organize blocks or hauling systems - but this is no longer for the average user. As for the disadvantages of this group of the belay devices, their sensitivity to the diameter and quality of the rope should be mentioned. Since the main constructive goal was to increase control over the rope, this led to decrease in the working clearance in the devices. As a result - devices of the ATC category can work unstably with the dirty, worn or irregular diameter ropes. In addition, this category of devices, providing better control over the rope compared to the Figure Eight, is still not automatic - that is, an uncontrolled ground fall may occur if you lose control over the belaying strand.

The third category of the belay and rappel devices is called ABD (Assisted Breaking Devices).

Belay device Petzl Gri Gri

Due to their design features, devices of this category provide maximum safety when climbing - even if the control of the belaying strand is lost, the device blocks the rope automatically or ensures its safe braking. Today, in many indoor rockclimbing gyms over the world, this device format is the only one allowed for belaying.

Belay device CAMP Matic
The leadership in this category certainly belongs to Gri-Gri - a permanent leader among automatic belaying devices since its introduction in 1991. During the existence of Gri-Gri appeared many successful and not entirely successful realizations of the ABD feautured devices from various manufacturers, which understood the whole appeal of the market - to create the safe belay device with the automatic rope blocking function.

Belay device CT Alpine Up
In addition to Gri-Gri in the ABD category should be mentioned Edelrid Jul, Beal Birdie, BD ATC Pilot, Trango Vergo, Camp YoYo, CT Alpine Up and so on. The main feature of the devices of this category is their ability to block the rope without any actions of the belayer. This is achieved in various ways - using mechanical parts as in Gri-Gri, or due to the specific form of the device - as in Jul.

Belay device Smart
Like ATC devices, all the belaying devices of the ABD category are quite demanding on the diameter and condition of the rope. Due to that they are not acceptable on a number of mountain climbing routes, but are very useful when used in the indoor or outdoor rockclimbing trainings.

As a summary of this review, I want to add that whatever device you use for belay or rappel, your safety does not depend on the type of this device, but solely on the qualification and attention of the belayer. A key aspect of safety is the correct belay technique and understanding of the personal responsibility for the life and health of your partner. Essentially, it must be noted that, with the exception of some nuances, the belay technique does not change when using various belaying devices - the belaying strand of the rope must be controlled 100% time, regardless of the type of the belay device - no automatic solutions will correct the consequences of the belayer's mistake.

Some subjects are consciously left outside of the scope of this review - a classic rappel “Dulfer”, using UIAA knot for belay and rappel, old Soviet belay devices like Petal and Shticht Plate – someday a retro report will be made separately on this topic. I also did not say anything about devices that work exclusively for descent - ladders, retrams, paratroopers, etc. - they are intended for industrial purposes and speleology.

Belay device Jul

Our Principles

AlexClimb Rule #1 - Safety First

From the very beginning of our activity, here nearly 16 years, the first Principle of work of School of mountaineering and rock-climbing of MCS AlexClimb is the Safety Priority. On the basis of this Principle all process of training is based, all programs and rounds are developed and carried out only within this main principle. We consider that at professional approach to development of programs, at personal discipline and correctly put motivation - occupations by mountaineering and rock-climbing are COMPLETELY safe. And from the return - all troubles and accidents in our sport come from nonprofessionalism, from ignorance or neglect by elementary standards of safety, from irrational motivation, from revaluation of own forces and opportunities. All these prerequisites we COMPLETELY EXCLUDE in our work - ours Rock-climbing, Ice climbing and Mountaineering are based on one Principle - the Safety Priority. In rock-climbing, mountaineering and ice climbing, the Priority of Safety of MCS AlexClimb-is your personal security and comfort irrespective of, than we are engaged - we train muscles and we work technology of the movement in the sports hall and on the rock climbing wall, we make the way through snowstorm to top or we relax on golden sand of the Caribbean beach after hot day of trainings on rocks. The Safety priority - the main credo of School of mountaineering and rock-climbing of MCS AlexClimb.

AlexClimb Rule #2 - Leave No Trace

Closely interacting with Nature, working with the active programs in mountains, woods, lakes and rivers, we perfectly understand the importance of carefull and respectfull bahavior towards the Nature, for its resources. From the very beginning of our outdoor-activity we adopted rules of  Leave No Trace technique - the standard of behavior of the person accepted in all the civilized world in relation to environment and especially - to the wild nature. After all on the relation of people to the nature near which they exist, itself can draw dalekoidushchy conclusions on the relation of these people to... Where and as we didn't travel - we don't reserve any garbage, we try to reduce whenever possible our influence on environment to a minimum. We clear earlier zagryazyonny tourist parking of the left garbage, we take out and we take out to utilization places that to us other people left there. We consider that only thus, at personal individual consciousness of each citizen, each tourist, climber or autotraveller, we will be able to keep the nature surrounding us in its state, natural, suitable for life, - in it pledge of the healthy future for ourselves and our children.

AlexClimb Rule #3 - Sober Concious

The position of AlexClimb Mountain and rockclimbing School regarding healthy lifestyle is quite clear - we consider that only sober consciousness is capable to fill sincere emotions,  to sympathize, to enjoy life in all its variety. Bright various enjoyable life is possible only on condition of keeping the absolute sobriety and purity of consciousness. Any way of obscuring our perception of reality is intended to do harm to our consciousness and bring harm to our physical health, to replace the true values by false ones, to destroy us physically - to turn us into flabby, weak, senseless, gray herd with empty hazy eyes. We don't force anybody to our point of view, everyone has a God's gift of making his own choice and to destroy himself if that is what he wants... But in AlexCilimb Mountain Climbing School we accept quite certain and very simple set of rules: neither alcohol, nor drugs.
X

Оферта

Школа альпинизма и скалолазания

 или 
все мероприятия
+7 926 233 3300 (whatsapp)
+44 793 797 3396
 info@alexclimb.com

FAQ

Категории страховочных устройств

Эволюция устройств для страховки и спуска (альпинизм и скалолазание).

Лет 20-30 назад для страховки  использовались рогатые восьмёрки и все вполне были довольны результатом – дёшево и сердито, и для тренировок годится, и для промальпа сойдёт. Однако на сегодняшний день индустрия средств обеспечения безопасности в альпинизме и скалолазании предоставляет возможность гораздо более широкого выбора различных приспособлений для страховки. Чтобы не запутаться в этом разнообразии, важно понимать особенности различных групп устройств и нюансы их использования.

Предлагаю рассмотреть категории страховочных устройств, имеющие актуальность для альпинизма и скалолазания – универсальные приспособления, позволяющие обеспечивать как верхнюю, так и нижнюю страховку, а также выполнять функцию спусковых устройств для одинарной или двойной верёвки.

Классика жанра - категория устройств типа «Figure Eight» (Восьмёрка)

Страховочное устройство Восьмёрка
В эту категорию входит большое разнообразие устройств, конструктивно сохранивших основную идею прототипа – два совмещённых кольца разного диаметра. Верёвка проходит через большее кольцо и тормозится за счёт перегиба на карабине, либо, при другом способе – за тело восьмёрки. «Восьмёрка» - безусловная классика жанра, полностью сохранившая актуальность в сфере альпинизма. Из плюсов надо выделить то, что восьмёрки работают на любых диаметрах верёвки, не требовательны к жёсткости и качеству верёвки, кольцо большого диаметра позволяет даже переезжать узлы на верёвке при спуске по перилам. «Восьмёрки» могут использоваться как на одинарной, так и на двойной верёвке. Из недостатков «восьмёрок» надо выделить их свойство скручивать верёвку, а также полную неспособность устройства блокировать верёвку при потере страхующим контроля над нижним концом верёвки. Выбор данного страховочного устройства обоснован там, где работа идёт с изношенными, грязными или обледенелыми верёвками, при спусках по стационарным перилам. Конкретно для скалолазания, страховочное устройство «Восьмёрка» на данный момент теряет свою актуальность, вплоть до запрета на использование в некоторых спортивных скалолазных залах – такая тенденция сейчас заметна в Европе.

Далее идёт довольно широкая категория страховочных устройств, с общим названием ATC или «трубчатые» страховочные устройства.

Страховочное устройство Стакан
Корзинки, шайбы, стаканы, Riverso и прочие конструктивные решения для страховки относятся к данной категории. ATC – название нарицательное, которое пришло от одного из первых устройств данной конструкции, выпущенном под американским брэндом Black Diamond – ATC (Air Traffic Controller). Данная категория – результат серьёзной эволюции страховочных устройств. Работа велась над облегчением задач при страховке и спуске, сокращении нагрузки на страховочный конец верёвки, уменьшении риска потери контроля. В устройствах данной категории существенно сократился неприятный эффект скручивания верёвки, характерный для «восьмёрок»

Страховочное устройство Риверсо

Устройства категории ATC вполне универсальны как для альпинизма, так и для скалолазания, могут использоваться для страховки и спуска как по одинарной, так и по двойной верёвке. Некоторые устройства, например, Riverso производителя PETZL, имеют расширенный функционал - за счёт некоторых элементов конструкции могут использоваться при организации полиспастов и вытяжных систем – но это уже не для рядового пользователя. Из недостатков данной группы устройств следует выделить их чувствительность к диаметру и качеству верёвки. Так как, основной конструктивной задачей было увеличение контроля над верёвкой, это привело к уменьшению рабочих просветов в устройствах, соответственно при увеличенном диаметре, загрязнении, износе верёвки – устройства категории ATC могут работать нестабильно. Кроме того, данная категория устройств, обеспечивая больший контроль над верёвкой по сравнению с «Восьмёркой», всё же не является автоматическими блокираторами верёвки – то есть, при потере контроля над страховочным концом может произойти падение.

Третья категория устройств для страховки и спуска по верёвке имеет название ABD (Assisted breaking devices).

Страховочное устройство Гри Гри

Устройства этой категории в силу своих конструктивных особенностей обеспечивают максимальную безопасность при лазании – даже в случае потери страхующим контроля над страховочным концом верёвки, устройство срабатывает и либо блокирует верёвку, либо обеспечивает ее безопасное торможение. На сегодняшний день, во многих скалолазных залах Европы, этот формат устройств является единственно разрешённым для страховки.

Страховочное устройство Матик
Флагманом данной категории безусловно является Gri-Gri – бессменный лидер среди автоматических страховочных устройств с момента своего появления в 1991 году. За время существования Gri-Gri появилось множество удачных и не совсем удачных произведений самых разных производителей, которые поняли всю привлекательность концепции – создать максимально безопасное страховочное устройство с функцией автоматической блокировки верёвки.

Страховочное устройство Альпайн ап
Кроме Gri-Gri, в эту категории следует отнести Edelrid Jul, Beal Birdie, BD ATC Pilot, Trango Vergo, Camp YoYo, CT Alpine Up и так далее. Основной особенностью устройств данной категории является их способность блокировать верёвку без участия страхующего. Достигается это различными способами – при помощи механических частей как в Gri-Gri, либо за счёт специфической формы устройства – как в Jul.

Страховочное устройство Смарт
Как и устройства ATC, все страховочные приспособления категории ABD довольно требовательны к диаметру и состоянию верёвки, таким образом, в той или иной степени не приемлемы на ряде спортивных альпинистских маршрутов, но зато гораздо более безопасны при использовании на тренировках на скалах или скалодроме.

Как резюме этого обзора я хочу добавить одно – чем бы вы не страховали, безопасность в первую очередь зависит не от используемого устройства, а исключительно от квалификации и внимания страхующего. Ключевым аспектом безопасности является корректная техника страховки и понимание личной ответственности за жизнь и здоровье своего напарника. По существу, нужно добавить, что за исключением некоторых нюансов, техника страховки не меняется при использовании различных устройств – контроль страховочного конца верёвки должен осуществляться 100% времени страховки, независимо от типа страховочного устройства – никакая автоматика не исправит последствий ошибки страхующего.

За рамками данного обзора остались – классический дюльфер через спину, использование для страховки узла UIAA, устройства типа «Лепесток» и «Шайба Штихта» - отдельно на эту тему будет сделан «Ретро – репортаж». Так же я ничего не сказал об устройствах, работающих исключительно для спуска – решётки, ретрамы, десантёры, и т.п. – они предназначены для промышленных целей и спелеологии.

Страховочное устройство Джуль

Наши принципы

Правило AlexClimb #1 - Приоритет Безопасности

С самого начала нашей деятельности, вот уже почти 16 лет, первым Принципом работы Школы альпинизма и скалолазания MCS AlexClimb  является Приоритет Безопасности. На основе этого Принципа строится весь процесс обучения, все программы и туры разрабатываются и проводятся исключительно в рамках этого главного Принципа. Мы считаем, что при профессиональном подходе к разработке программ, при личной дисциплине и правильно поставленной мотивации - занятия альпинизмом и скалолазанием ПОЛНОСТЬЮ безопасны. И от обратного - все неприятности и аварии в нашем виде спорта происходят от непрофессионализма, от незнания либо пренебрежения элементарными нормами безопасности, от нерациональной мотивации, от переоценки собственных сил и возможностей. Все эти предпосылки мы ПОЛНОСТЬЮ ИСКЛЮЧАЕМ в нашей работе - наши Скалолазание, Ледолазание и Альпинизм основаны на одном Принципе - Приоритете Безопасности. В скалолазании, альпинизме и ледолазании, Приоритет Безопасности MCS AlexClimb- это Ваша личная безопасность и комфорт, независимо от того, чем мы занимаемся - тренируем мышцы и отрабатываем технику движения в спортзале и на скалодроме, пробиваемся сквозь пургу к вершине или расслабляемся на золотистом песке Карибского пляжа после жаркого дня тренировок на скалах. Приоритет Безопасности - основное кредо Школы альпинизма и скалолазания MCS AlexClimb. 

Правило AlexClimb #2 - Не Оставляй Следов

Вплотную взаимодействуя с природой, проводя активные программы в горах, лесах, на реках и озёрах, мы прекрасно понимаем важность береженого и уважительного отношения к природе, к её ресурсам. С самого начала нашей outdoor-деятельности мы взяли на вооружение технику Leave No Trace - принятую во всём цивилизованном мире норму поведения человека по отношению к окружающей среде и особенно - к дикой природе. Ведь по отношению людей к природе, рядом с которой они существуют, можно сделать далекоидущие выводы об отношении этих людей к самим себе... Где бы и как мы не путешествовали - мы не оставляем за собой никакого мусора, стараемся по возможности сократить наше влияние на окружающую среду до минимума. Мы очищаем ранее загрязённые туристические стоянки от оставленного мусора, выносим и вывозим к местам утилизации то, что до нас там оставили другие люди. Мы считаем, что только таким образом, при личной индивидуальной сознательности каждого гражданина, каждого туриста, альпиниста или автопутешественника, мы сможем сохранить окружающую нас природу в её естественном, пригодном для жизни состоянии - в этом залог здорового будущего для нас самих и наших детей.  

Правило AlexClimb #3 - Трезвое сознание

Позиция Школы альпинизма и скалолазания MCS AlexClimb отностительно здорового образа жизни понятна - мы считаем, что только трезвое сознание способно искренне переживать и сочувствовать, наслаждаться жизнью во всём её многообразии. Яркая и полноценная жизнь возможна только при условии соблюдения абсолютной трезвости и чистоты сознания. Любые препараты, затуманивающие наше восприятие действительности, предназначены для того, чтобы нанести вред нашему сознанию и физическому здоровью, подменить истинные ценности ложными, уничтожить нас как людей - превратить в дряблое, бессильное, бессмыссленное, серое стадо с мутными глазами. Мы не навязываем никому свою точку зрения, у каждого есть возможность совершить свой собственный выбор. Но внутри нашей Школы мы негласно принимаем вполне определённый, очень простой набор правил: ни алкоголя, ни наркотиков.
X

Оферта